О Празднике Крещения Господня и о Крещенской воде

Благочинный Кисловодского церковного округа, настоятель Свято-Никольского собора протоиерей Иоанн Знаменский

 Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

–  Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Иисуса Христа явилась всему миру Пресвятая Троица. Согласно Евангельскому повествованию,  пророк Иоанн Предтеча у реки Иордан обратился к народу с проповедью «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). К водам реки Иордан  пришел и Спаситель, и просил Иоанна крестить Его. После крещения “отверзлись” небеса и на Иисуса Христа снизошел Святой Дух в виде голубя. При этом все услышали слова Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3:17). Эти слова указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. 

Ещё этот день также часто называли “днем Просвещения”, “праздником Светов” или “святыми Светами” — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым,  как об этом говорит гимн праздника. 

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя; пришел еси и явился еси, Свет неприступный».

 Чем отличается вода, освященная в Сочельник и в самый день Крещения?

Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют Богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма.  

В воде люди всегда находили очищающую, животворящую силу. Святой Кирилл Иерусалимский так говорил об этой первичной стихии: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху́ воды и повелел из тьмы воссиять свету». От Иордана воссиял свет Святого Евангелия. Крещением Своим Иисус Христос «потопил в водах Иордана грехи всего мира, освятил водно́е естество».

 Почему вода 18 и 19 января освящается одним чином?

–  Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды – и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другое время. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.

В день Крещения совершается Великое водоосвящение, как воспоминание Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Хотя, будучи безгрешен, он не нуждался в крещении, а принял его для того, чтобы установить это таинство, как новый завет человека с Богом. 

В Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.

Воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы. Нужно помнить, что Крещенская вода не  становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов и никак не может заменить важные таинства Церкви – покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн.  

Отличие Великой Агиасмы от святой воды

–  По-гречески Агиасма — святыня. Сейчас в православии так называют святую воду. Великая Агиасма — Крещенская вода, Агиасма — вся остальная святая вода.

Это вода разного чина освящения. Великая Агиасма освящается только два раза в год: в Крещенский сочельник и в день Крещения. Оба раза чин освящения совершенно одинаковый – поэтому нет никакого различия между водой освященной накануне и в день праздника.

Крещенская вода сама по себе является великой святыней. Это вода в том состоянии, в котором она была до грехопадения людей.   Агиасма – свет Самого Бога, на нас запечатленный.  Вода сознается живой, чувствующей и отзывчивой, и в ней, как ее душа, живут особые Ангелы, к ней приставленные. И это ощущение воды как живой утверждается Церковью.

Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром до принятия пищи.

Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям по какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.

Крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар Божий. Великая Агиасма используется при освящении храмов,  жилых домов и хозяйственных построек, любого бытового предмета и орудия труда.  

Крещенскую воду хранят дома в святом углу под иконами. И мы убеждаемся в том, что она имеет чудодейственную силу и не портится годами.

 Нужно ли набирать очень много Крещенской воды?

– Это совершенно неуместно. Капля освящает море. Поэтому можно ограничиться одним сосудом. В остальных случаях Великая Агиасма добавляется крестообразно в любую емкость с водой, с молитвой святой Троице «Во имя Отца и Сына и святого Духа. Аминь».  

Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду с разных питьевых источников, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта долго хранилась и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.

Когда можно освятить воду?

–  Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.

В самый день Богоявления после Божественной Литургии водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордань». В Кисловодске это источник Святителя и Чудотворца Николая в курортном парке.

Наполнить свои сосуды Агиасмой верующие могут после Великого водоосвящения 18 января и течение последующего времени  до отдания праздника 27 января.

 Как правильно православным отметить Крещение Господне?   Что нужно делать в этот день?

– Праздник напоминает о совершенном над нами крещении и о крещенских обетах. Нельзя его воспринимать лишь как обретение крещенской воды или погружение в иорданскую купель. Молитва обязательна для всех и Господь видит сердце каждого человека и каждому даст по вере. Крещение – это праздник благочестия, благоговения, радости и прославления Отца и Сына, и святого Духа. Конечно же в этот день можно и нужно набирать крещенскую воду, приносить в дом, окроплять ею свое жилище, своих близких, рабочее место и сохранять весь год чтобы в трудную минуту жизни, при телесных или душевных болезнях осенив себя крестным знамением, приобщиться этой святыни.

У этого праздника есть еще наименование Водокрещи. Благочестивый обычай наших предков заключается в том, чтобы в этот день не ограничиться только участием в Богослужении, но и на водоемах совершить обряд омовения. Следование этой традиции никоим образом не заменяет ни покаяния, ни таинств, ни богослужения. Обряд омовения свидетельствует о нашей радости, которую мы хотим выразить в приобщении  благодати, посылаемой в крещенскую ночь на все водные источники. Поэтому нельзя превращать православный праздник в бесчинства.

 Зачем люди купаются в этот день? Это обязательно для всех?

– Обычай омовения в водоемах в праздник Крещения Господня связан с желанием почувствовать праздник не только в духовной плоскости, а и через переживание телесных ощущений, которые не каждому под силу.   Не стоит погружаться в холодную воду тем, кто имеет сердечно-сосудистые заболевания, людям преклонного возраста, и тем, кто не имеет веры. Можно погрузиться и дома в теплую воду, потому что «днесь освящается вод естество». Можно окропиться крещенской водой совершая молитву и по вере принять благодатную помощь.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.  

Loading


Опубликовано