ИСПОВЕДНИКИ ВЕРЫ
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДИМИТРИЙ ГЛИВЕНКО
1879 -1938
1879 -1938
Гливенко Дмитрий Павлович родился 1 января 1879 года в городе Таганроге Азово-Черноморского края в семье служащего
государственного банка Павла Гливенко. С раннего детства Димитрий отличался горячей любовью к Богу, церковной службе, что и повлияло на его выбор пути священнослужителя. Такое решение было весьма неожиданным для семьи солидного банковского служащего. В 1894 году юноша поступил в Ставропольскую духовную семинарию. После завершения обучения Димитрий Гливенко женился на Ольге Флориановне Тишко, дочери таможенного служащего из Таганрога. 5 октября 1900 года определён законоучителем в школу города Ейска. 6 января 1901 года он был рукоположен во диакона, 21 июня этого же года Димитрий Гливенко рукоположен во пресвитера и назначен заведующим церковно-приходской школы храма Рождества Пресвятой Богородицы села Султановского. В 1911 году отец Димитрий переведён на учебную службу в мужскую гимназию города Кисловодска. Одновременно с преподаванием Закона Божия в мужской и женской гимназиях отец Димитрий служил в Свято-Никольском соборе. В храме Святителя и Чудотворца Николая всегда было много прихожан, как из местных
жителей, так и из многочисленных приезжих на водолечение в Кисловодск. И все они – такие разные по образованию и социальному положению, но одинаково нуждающиеся в духовном окормлении, всегда находили у отца Димитрия молитвенную поддержку и духовное наставление.
государственного банка Павла Гливенко. С раннего детства Димитрий отличался горячей любовью к Богу, церковной службе, что и повлияло на его выбор пути священнослужителя. Такое решение было весьма неожиданным для семьи солидного банковского служащего. В 1894 году юноша поступил в Ставропольскую духовную семинарию. После завершения обучения Димитрий Гливенко женился на Ольге Флориановне Тишко, дочери таможенного служащего из Таганрога. 5 октября 1900 года определён законоучителем в школу города Ейска. 6 января 1901 года он был рукоположен во диакона, 21 июня этого же года Димитрий Гливенко рукоположен во пресвитера и назначен заведующим церковно-приходской школы храма Рождества Пресвятой Богородицы села Султановского. В 1911 году отец Димитрий переведён на учебную службу в мужскую гимназию города Кисловодска. Одновременно с преподаванием Закона Божия в мужской и женской гимназиях отец Димитрий служил в Свято-Никольском соборе. В храме Святителя и Чудотворца Николая всегда было много прихожан, как из местных
жителей, так и из многочисленных приезжих на водолечение в Кисловодск. И все они – такие разные по образованию и социальному положению, но одинаково нуждающиеся в духовном окормлении, всегда находили у отца Димитрия молитвенную поддержку и духовное наставление.
После закрытия собора в 1936 году, некоторое время отец Димитрий служил в Лазаревском храме города Пятигорска. В этот период им с матушкой часто приходилось оставаться в храме на ночь, охраняя его от закрытия и осквернения воинствующими безбожниками. Из-за преследований властей семья отца Димитрия была вынуждена переехать в Подмосковье. Здесь он был назначен настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы села Карачарова Ухтомского благочиния Московской епархии. В январе 1938 года священник Димитрий Гливенко был арестован
по так называемому «делу Ухтомского благочиния». Арестованным вменялось в вину создание контрреволюционной группировки, которая ставила своей целью свержение советской власти с помощью капиталистических стран. Отец Димитрий также обвинялся в сокрытии в подвале Троицкого храма преследуемого властями священника Петра Космодамианского (бывшего настоятеля этого храма). 15 марта 1938 года тройкой УНКВД по Московской области
священник Димитрий был приговорен к расстрелу и принял мученическую кончину 22 марта этого же года на Бутовском полигоне, где и погребён в неизвестной общей могиле. В 1958 году отец Димитрий Гливенко был официально реабилитирован. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года священник Димитрий Гливенко причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Димитрия и вместе с ним пострадавших совершается 22 марта, в день празднования памяти 40 мучеников Севастийских.
по так называемому «делу Ухтомского благочиния». Арестованным вменялось в вину создание контрреволюционной группировки, которая ставила своей целью свержение советской власти с помощью капиталистических стран. Отец Димитрий также обвинялся в сокрытии в подвале Троицкого храма преследуемого властями священника Петра Космодамианского (бывшего настоятеля этого храма). 15 марта 1938 года тройкой УНКВД по Московской области
священник Димитрий был приговорен к расстрелу и принял мученическую кончину 22 марта этого же года на Бутовском полигоне, где и погребён в неизвестной общей могиле. В 1958 году отец Димитрий Гливенко был официально реабилитирован. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года священник Димитрий Гливенко причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Память священномученика Димитрия и вместе с ним пострадавших совершается 22 марта, в день празднования памяти 40 мучеников Севастийских.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ ЛИСИЦЫН
1862-1918
1862-1918
Михаил Михайлович Лисицын родился 19 октября 1862 года в семье священника в селе Екшур Рязанского уезда Рязанской губернии. В 1883 году окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил на службу преподавателем в сельскую школу. В 1885 году заключил брак с Евдокией Ивановной, уроженкой Рязанской губернии. В их семье воспитывалось четверо детей. Вскоре рукоположен во диакона, затем во священника и определен в Троицкий храм села Катино Скопинского уезда. В 1895 году по семейным обстоятельствам отец Михаил вынужден был перейти на новое место служения – во Владикавказскую епархию, на далекий юг, где ему предстояло много потрудиться на благо Церкви Христовой, а затем и пострадать за Христа. Вначале отец Михаил нес пастырские труды в станице Кисловодской. Заботясь о благолепии дома Божьего, в короткий срок реконструировал Кресто-Воздвиженский храм, организовал пристройку деревянной колокольни, собрал средства и построил здание для церковно-приходской школы. Снискав любовь и уважение окружающего духовенства, был избран председателем благочиннического совета 2 округа Владикавказских храмов по Пятигорскому благочинию. Активная деятельность пастыря была отмечена Святейшим Синодом, который в 1902 году наградил его Библией «за ревностные труды и заботы о воспитании детей». В 1907 году отца Михаила перевели в Ставропольскую епархию, где он служил третьим священником в селе Александровском. В 1912 году батюшку переводят в Свято-Николаевский храм станицы Усть-Лабинская Кубанской области. 22 февраля 1918 года станица Усть-Лабинская была захвачена красноармейцами. Ворвавшись в дом священномученика, большевики арестовали его и увели с собой. Никто из местных большевиков, лично знавших отца Михаила, не посмел поднять на него руку. Его предупреждали об опасности, предлагали спастись бегством или спрятаться, но он мужественно отказался и остался ожидать своих мучителей дома…
Он был мучим в течение трех дней, с пятницы до воскресенья. Его жестоко избивали прикладами, сапогами, глумясь над священным саном и хуля имя Божие. Отрубили пальцы правой руки, чтобы он не смог совершать крестное знамение. Требовали отречься от православной веры, отдать церковную утварь из Свято-Никольского храма. Отцу Михаилу накинули на шею веревочную петлю, водили полуживого по станице, избивая и всячески издеваясь. 26 февраля священномученик Михаил был расстрелян на Войсковой площади, в 100 метрах от Свято-Никольского храма, в котором много лет служил и проповедовал слово Божие. Священномученику Михаилу Лисицыну было 56 лет, на его теле было более 10 ран, голова изрублена в куски. Расправившись со священником, красноармейцы строго запретили убирать его тело, однако матушка Евдокия сумела найти средства и выкупить тело у большевиков за 600 рублей. После выкупа растерзанного тела святого матушка Евдокия приготовила его к христианскому погребению, он был облачен в белые священнические одежды, положен в новый гроб и принесен для отпевания в храм святителя Николая. Похоронили его тайно, ночью на станичном кладбище. Через 9 месяцев перезахоронен у Никольского храма. В дальнейшем храм был уничтожен, а с ним и церковное кладбище. На этом месте в советское время построили кинотеатр «Буревестник» (позже – станция юннатов), городской Дом культуры и здание библиотеки, заложили парк. В 2010 году на месте убийства отца Михаила была установлена памятная доска. На заседании Священного Синода 4 мая 2017 года имя священномученика Михаила было включено в состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Память священномученика Михаила совершается 11 марта.
ИЕРОСХИМОНАХ СТЕФАН /Игнатенко/
1879 -1938
1879 -1938
Иеросхимонах Стефан (в миру — Дмитрий Иванович Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенское Владикавказского уезда в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко. В 1898 году после кончины матери двенадцатилетним подростком Димитрий примкнул к паломникам и отправился на Святую гору Афон. Во время недолгого пребывания на Святой горе, Димитрий тяжело заболел и по совету афонских старцев вернулся в Россию. В 1908 году Димитрий Иванович Игнатенко поступил послушником во Второ-Афонский Бештаугорский Свято-Успенский мужской монастырь, где духовно окормлялся настоятелем иеросхимонахом Герасимом Поповым. В 1914 году пострижен в монаха с именем Стефан в честь преподобномученика и исповедника Стефана Нового. В 1916 году иеродиакон Стефан был рукоположен в иеромонаха. В те годы он служил на подворье монастыря в Пятигорске. Здесь он ведал церковно-приходской школой для бедноты, собирал помощь фронту (шла Первая Мировая), служил в небольшом домовом храме преподобного Серафима Саровского. Последующие события 1917 года разметали это подворье и принесли кровь и смерть в тихий курортный Пятигорск. Обновленчество захлестнуло церковь. Второ-Афонскому монастырю было суждено стать единственным центром борьбы с обновленчеством на Кавказе. Сюда по-прежнему стекались на престольный праздник крестные ходы из соседних станиц. В 1925 году иеромонах Стефан в поисках уединения покинул монастырь и ушел в горы со своим келейником Серафимом, которого очень любил. Там, в районе Цебельды, они устроили себе небольшие кельи и жили отшельнической жизнью. Однако в 1930 году прибывшие войска НКВД выгнали их келий монахов и кнутами по горной дороге погнали на Сухум, и дальше, на Тифлис. Там их поместили в трудовой лагерь, из которого уже не было никакой надежды освободиться. Но Господь не оставил отца Стефана и дал ему силы пережить лагерные годы. В 1937 г., при помощи Божией, отец Стефан вернулся на родной Терек и временно остановился у своих духовных чад во Владикавказе. Так начались его многолетние скитания по Тереку: Владикавказ, Нальчик, Баксан, станицы Горячеводская и Архонская, где он жил у семьи Мормыль, родителей будущего архимандрита Матфея. Повсюду батюшка, живший очень скромно, помогал в меру сил нуждающимся странникам и монахам, укрывавшимся от репрессий. Сам не имея ничего и укрываясь от властей, он нередко отдавал им последнюю копейку, последний кусок хлеба… В 1943 году отец Стефан поселился в станице Горячеводской под Пятигорском, где прожил до 1947 года, затем снова перебрался во Владикавказ. К нему присоединился Симеон Иудович, бывший келейником батюшки до самой его кончины.
В 1949 году Архиепископ Антоний (Романовский) принял отца Стефана в клир Ставропольской епархии. Владыка, сам прошедший лагеря и ссылку, старался всячески оградить иеромонаха Стефана от внимания властей, посылая его в дальние приходы, глухие станицы. Оказавшись в том же году в Кисловодске, шестидесятитрехлетний старец прошел медицинское обследование. Обнаружилось, что здоровье, подорванное лагерями и скитаниями, было совсем неважным. В 1953 году отец Стефан был уволен за штат по болезни, прихожане и родственники стали настойчиво просить батюшку переехать в курортный Кисловодск, подходящий ему по климату. В 1956 году для него была куплена небольшая, утопающая в цветах хатка с вишневым садом на самой окраине бывшей Кисловодской станицы, вошедшей к тому времени в черту города. В Кисловодске отец Стефан помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 1965 году Пантелеимоновский храм закрыли, а затем взорвали, приход перевели в район станции «Минутка». В последующие годы отец Стефан возносил свои молитвы к Богу в своём маленьком домике, постоянно принимая людей, идущих к нему за молитвенной поддержкой и наставлением. Отец Стефан имел дар пророчества и чудотворения. Никто из приходящих к нему, не уходил не утешенным и всегда получал духовную помощь и полезный совет. В день памяти первомученика архидиакона Стефана 15 августа 1968 года, архимандрит Матфей Мормыль постриг отца Стефана в великую схиму с оставлением прежнего имени. К своей кончине иеросхимонах Стефан относился очень спокойно: навещая его, монахиня Сергия (Клименко) иногда заставала его с Симеоном Иудовичем за тем, что они рассматривали крест, приготовленный старцу на могилу. Казалось, он в любой момент был готов разрешиться от земных уз для долгожданной встречи со Христом. Постепенно угасая, он утешал своих духовных чад, говоря, что умрет «рано-рано весной». Иеросхимонах Стефан отошел в вечную жизнь в 10 часов 25 минут утра 13 февраля 1973 года. Отец Стефан похоронен на кисловодском кладбище по ул. Седлогорской. Над его могилой устроена сень, под которой не смолкает молитва о упокоении великого молитвенника, исповедника и подвижника веры ХХ века.