Vk35 inst35 youtube35

 

Иеросхимонах Стефан /Игнатенко/ (+ видео)

(в миру — Дмитрий Иванович Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенское  Владикавказского уезда в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко.

Учась в церковно-приходской школе, Димитрий Игнатенко часто оставался после  занятий, подолгу читая Священное Писание.  После кончины матери, в 1898 году, двенадцатилетним подростком Димитрий примкнул к паломникам и отправился на Святую гору Афон.

Во время недолгого пребывания на Святой горе,  Димитрий тяжело заболел  и по совету афонских старцев вернулся в Россию.  

 В 1908 году Димитрий Иванович Игнатенко поступил послушником во Второ-Афонский Бештаугорский Свято-Успенский мужской монастырь, где духовно окормлялся настоятелем  иеросхимонахом Герасимом Поповым.

В 1914 году  состоялся монашеский постриг послушника Дмитрия Игнатенко   с именем Стефан  в честь преподобномученика   и исповедника Стефана Нового.  

 В 1916 году иеродиакон Стефан был рукоположен в иеромiero3онаха. В те годы он служил на подворье монастыря в Пятигорске. Здесь он ведал церковно-приходской школой для бедноты, собирал помощь фронту (шла Первая Мировая), служил в небольшом домовом храме преподобного Серафима Саровского. Последующие события 1917 года разметали это подворье и принесли кровь и смерть в тихий курортный Пятигорск.  Обновленчество захлестнуло церковь. Второ-Афонскому монастырю было суждено стать единственным центром борьбы с обновленчеством на Кавказе. Сюда по-прежнему стекались на престольный праздник крестные ходы из соседних станиц.

 В 1925 году иеромонах Стефан в поисках уединения покинул монастырь и ушел в горы со своим келейником Серафимом, которого очень любил.   Там, в районе Цебельды, они устроили себе небольшие кельи и жили настоящей отшельнической жизнью.

В 1926 году монастырь закрыли, многие монахи были арестованы,  а другие, во главе с отцом Стефаном, нашли приют в горах Абхазии.

 Недолго длилась эта попытка поддержать светоч монастырской жизни на Кавказе. В 1930 году прибывшие войска НКВД выгнали их келий монахов и кнутами по горной дороге погнали на Сухум, и дальше, на Тифлис.  Там их поместили в трудовой лагерь, из которого уже не было никакой надежды освободиться. Но Господь не  оставил отца Стефана и дал ему силы   пережить лагерные годы.iero1

В 1937 г., при помощи Божией, отец Стефан вернулся на родной Терек и временно остановился у своих духовных чад во Владикавказе.  Так начались его многолетние скитания по Тереку: Владикавказ, Нальчик, Баксан, станицы Горячеводская и Архонская, где он жил у семьи Мормыль, родителей будущего архимандрита Матфея. Повсюду батюшка,   живший очень скромно,   помогал в меру сил нуждающимся странникам и монахам, укрывавшимся от репрессий. Сам  не имея ничего и укрываясь от властей, он нередко отдавал им последнюю копейку, последний кусок хлеба…

В 1943 году отец Стефан поселился в станице Горячеводской под Пятигорском, где прожил до 1947 года, затем снова перебрался во Владикавказ. К нему присоединился  Симеон Иудович, бывший келейником батюшки до самой его кончины.  

В 1949 году Архиепископ Антоний (Романовский)   принял отца Стефана в клир  Ставропольской епархии.   Владыка, сам прошедший лагеря и ссылку, старался всячески оградить иеромонаха Стефана от внимания властей, посылая его в дальние приходы, глухие станицы. Оказавшись в том же году в Кисловодске, шестидесятитрехлетний старец   прошел медицинское обследование. Обнаружилось, что здоровье, подорванное лагерями и скитаниями, было совсем неважным. В 1953 году    отец Стефан был уволен за штат по болезни, прихожане и родственники стали настойчиво просить батюшку переехать в курортный Кисловодск, подходящий ему по климату. В 1956 году для него   была куплена небольшая, утопающая в цветах хатка с вишневым садом на  самой окраине бывшей Кисловодской станицы, вошедшей к тому времени в черту города.  

В Кисловодске отец Стефан помогал служить и исповедовать в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.   В 1965 году Пантелеимоновский храм закрыли, а затем взорвали, приход перевели в район станции «Минутка». В последующие годы отец Стефан   возносил свои молитвы к Богу в своём маленьком домике, постоянно принимая людей, идущих к нему за молитвенной поддержкой и наставлением.  Отец Стефан имел   дар пророчества и чудотворения. Никто из приходящих к нему, не уходил не утешенным и всегда получал духовную помощь  и полезный совет.

  iero2В день памяти    первомученика архидиакона Стефана 15 августа 1968 года, архимандрит Матфей Мормыль постриг  отца Стефана в великую схиму с оставлением прежнего имени.        

К своей кончине иеросхимонах Стефан относился очень спокойно: навещая его, монахиня Сергия (Клименко) иногда заставала его с Симеоном Иудовичем за тем, что они рассматривали крест, приготовленный старцу на могилу. Казалось, он в любой момент был готов разрешиться от земных уз для долгожданной встречи со Христом. Постепенно угасая, он утешал своих духовных чад, говоря, что умрет "рано-рано весной".  

  Иеросхимонах Стефан отошел в вечную жизнь в 10 часов 25 минут утра  13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня.  Отец Стефан похоронен на  кисловодском кладбище по ул. Седлогорской.  Над его могилой устроена сень, под которой не смолкает   молитва о упокоении великого молитвенника, исповедника и подвижника веры ХХ века.

Тропарь, глас 3

Церкве Русския столпе непоколебимый,/ благочестия правило,/ жития евангельскаго образе,/ священномучениче Димитрие,/ Христа ради пострадавый даже до крове,/ Егоже моли усердно,/ яко Начальника и Совершителя спасения,/ Русь Святую утвердити в Православии/ до скончания века.

Кондак, глас 2

Восхвалим, вернии,/ изряднаго во священницех/ и славнаго в мученицех Димитрие,/ Православия поборника и благочестия ревнителя,/ земли Русския красное прозябение,/ иже страданием Небес достиже/ и тамо тепле молит Христа Бога// спастися душам нашим.

Величание

Величаем тя,/ священномучениче Димитрие,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ во утверждение на Руси Православия// претерпел еси. 

 

 

 

Copyright © 2016. All Rights Reserved.